История Качи

Посёлок городского типа, берёт своё начало от хутора Александра-Михайловского. Расположен на юго-западе Крымского полуострова. Образован 21 ноября 1912 года. Своим появлением обязан основанием первой в царской России, авиационной школы.

 В 1910 году Отделом Воздушного Флота России была создана первая рус­ская школа летчиков. 24 ноября 1910 года состоялась ее открытие на аэродроме «Куликово поле» вблизи города Севастополя. Школа была открыта на доброволь­ные пожертвования граждан России. На тот момент школа насчитывала 8 самоле­тов: 2 биплана «Фарман-IV» , 3 моноплана «Блерио -XI», 1 биплан «Соммер» и 2 моноплана «Антуаниет». Мощность двигателей колебалась от 40 до 50 лошади­ных сил, а скорость едва достигала 70 км/час.

Nikolay2

Офицеры-летчики первого выпуска представляются царю Николаю II 26 октября 1911г.

Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен, появились новые самолеты. Подходящее поле для летной школы было найдено в 12 верстах от Севастополя вблизи долины реки Кача около деревни Мамашай (Орловка). Выбор места был одобрен высшими чинами военного ведомства России.

21 ноября 1912 года в день 2-й годовщины со дня основания в Севастополе офицерской школы летчиков состоялась закладка постоянных зданий. Во время совершения молебна у места закладки и его освящения над присутствующими беспрерывно кружились летчики на аэропланах различных систем. С этого дня, днем основания Качи и Качинской летной школы считается 21 ноября - по пре­стольному празднику архистратига Михаила, объявленного Русской Православ­ной Церковью покровителем школы авиации.

    В 1914 году на аэродроме Качинской школы приземлился самолет, ведомый русским пилотом, автором «мертвой петли» - Нестеровым П.Н. Во время Первой Мировой войны, летчики, развивая Нестеровскую школу фигурного летания, ос­воили так называемый «штопор».

    В период с 1910 года по 1917 год было подготовлено 609 летчиков.

    После Великой Октябрьской революции 1917 года, весь личный состав школы переходит на сторону Советской власти и успешно участвует в борьбе против контрреволюции в Крыму. В 1917 году при Военно-революционном коми­тете было создано бюро комиссариата авиации и воздухоплавания.

    В 1921 году авиаотряды, из которых была создана авиации Черноморского флота, принимали активное участие в разгроме белогвардейцев и иностранных интервентов.

    Из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды вы­соты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякову A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки бо­лее 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды герои и 284 - герои Советского Союза.

Амет-Хан Султан Амет-Хан Султан

 Амет-Хан Султан (1920-1971), подполковник, дважды герой Советского Союза. Качинскую военную авиационную школу закончил в 1940г. В небе Великой отечественной войны с июня 1941г. Провел 150 воздушных боев, в которых лично сбил 30 самолетов противника и 19 в группе. Последний вражеский самолет уничтожил над Берлином.

       Все человечество рукоплескало рекорду советских женщин - воспитанниц Качинской школы П. Осипенко и В. Ломако, которые вместе со штурманом Н. Расковой совершили беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск. Пер­вая советская военная летчица Кокорина Зинаида Петровна окончила школу в 1924 году и работала летчиком - инструктором, была начальником летной школы в городе Хабаровске.

Осипенко Полина Денисовна Раскова Марина Михайловна

             Осипенко Полина Денисовна (1907-1939)  Раскова Марина Михайловна                                                                                       (1912-1943)

Покрышкин Александр Иванович Покрышкин Александр Иванович Покрышкин Александр Иванович

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985), маршал авиации, трижды герой Советского Союза. В годы войны в 137 боях сбил лично 53 вражеских самолета.

    В период создания полярной авиации в ее состав из ВВС ЧФ были направ­лены летчики и штурманы, среди них : Леваневский, Ляпидовский, Молоков, Доронин. 20 апреля 1934 года им было присвоено звание Советского Союза как участникам спасения пассажиров и команды ледокола «Челюскин».

    В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов­ской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом располо­жения в городе Сталинграде (Волгограде).

    Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для советского народа, его вооруженных сил. С первых дней войны на Каче базируется 8- ой ис­требительный авиационный полк, который с апреля 1942 года именуется 6-ой гвардейский. В 1944 году этот полк именуется как гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский авиационный полк.

    После Великой Отечественной войны с 1947 года по 1960 год на Каче бази­руется 4-я истребительная авиационная дивизия. В мае 1960 года на Качу с аэро­дрома Херсонес перебазируется 872 авиационный полк. А с осени 1960 года здесь же на Каче базируется отдельный транспортный полк. Эти две основные авиационные части, а также части обеспечения базируются на аэродроме Кача и в настоящее время.

     В героической летописи Севастополя есть одна страница, малоизвестная не только многим местным жителям, но и большинству гостей города. Именно здесь, на юго-западе Крымского полуострова в начале прошлого века была создана отечественная авиационная школа. Она стала первой, построенной на добровольные пожертвования граждан, собранные для восстановления разгромленного в русско-японской войне 1905 г. флота и на развитие авиации. Всего на 1 марта 1910 года собрали 17.219.386 золотых рублей. Например, киевляне сделали именной взнос на миноносец «Киев», жители херсонской области сдали 730.254 рубля 79 копеек. Больше всего внёс в кассу – 1 миллион рублей – Эмир Бухарский (в честь него был назван новейший эсминец). На собранные деньги было построено 18 кораблей и 4 подводных лодки. Оставшиеся 900 тысяч рублей (в те годы столько стоил один линейный корабль) пошли на создание собственного Воздушного флота. Первые лётчики-инструкторы прошли обучение в лётных школах Европы. Подготовку отечественных авиаторов решили проводить у себя на родине, что было дешевле и соответствовало интересам государства. Н а народные деньги во Франции были заказаны 11 аэропланов. Осенью 1910 г. были доставлены из Гатчины (Санкт-Петербург) первые пять самолётов. 24 ноября 1910 г. на Куликовом поле (ныне проспект генерала Н.Острякова) была открыта Севастопольская офицерская школа авиации. Набор кандидатов в лётчики производился из офицеров высшего сословия разных родов войск царской армии. 8 ноября (26 октября) состоялся первый выпуск. Торжественную церемонию встречи государя Николая Второго в Ливадийском дворце с 24-я выпускниками по случаю присвоения им звания «пилот-авиатор» запечатлел для потомков неизвестный фотограф. Город разрастался, росла и авиашкола. К концу 1911 года в ней было уже 38 самолётов, семь инструкторов обучали 44 лётчика. Аэродром оказался слишком мал для практического обучения. В связи с освоением скоростных аэропланов «Ньюпор-4», способных разгоняться до 110 км/ч, более прочных и безопасных, чем «Соммер», «Блерио» и «Антуанетт», школа военных лётчиков была переведена «за 12 вёрст (13 км) по воздуху от Севастополя» на побережье. Место, выбранное к северу от устья речки Кача для Александро-Михайловских лагерей, оказалось во всех отношениях удачным. Степь с небольшими холмами возвышалась на 40 метров над уровнем моря. Крутой обрывистый берег, близость Крымских гор, наличие ветров постоянных направлений в сочетании с разницей температуры воды и суши создавали мощные восходящие потоки. Плюсовая Среднегодовая температура воздуха, малое количество осадков, около 200 солнечных дней в году - все эти факторы обеспечивали прекрасные условия для полётов (ещё одно подтверждение тому – и ныне в Качу ежегодно приезжают парапланеристы на соревнования. Чем не второй Коктебель!). . Под аэродром было определено 650 десятин (более 7 кв.км) земли стоимостью около 150.000 рублей, а «кредит для возведения построек был исчислен в сумме 900.000 рублей. Был проведён дополнительный сбор добровольных пожертвований граждан на развитие авиации. Выдавались поощрительные нагрудные золотые (за 500 руб.) и серебряные знаки, реализовывались жетоны на цепочке в виде аэроплана. Необходимые средства были изысканы и 21 ноября 1912 г. состоялась закладка капитальных зданий на новом месте. Рядом с аэродромом образовался посёлок авиаторов Кача. Курсанты стали называть свою школу Качинской. Для справки: единого варианта перевода слова «Кача» с тюркского языка на русский нет. По некоторым сведениям, это мужское имя. По другим – «крест», так как у истоков речки в древности существовал христианский храм.На собранные деньги в офицерской авиашколе оборудовали ремонтные мастерские, ангары для самолётов, полевой и морской аэродромы, что позволило обучать взлёту и посадке на воду. В 1913 году школу закончили 67 офицеров, из них восемь – морских. Так зарождалась отечественная морская авиация. Об успехах в подготовке лётных кадров свидетельствуют факты. Например, впервые в мировой практике выпускники-качинцы разработали Инструкцию по боевому применению авиации. Первыми они использовали аэропланы для фоторазведки, полётов над морем, освоили новые фигуры высшего пилотажа «штопор» и «мёртвая петля». Немалая заслуга в этом преподавателей-инструкторов. Шеф-пилотом школы был одессит М.Н.Ефимов, выпускник лётной школы Фармана в Мурмелоне (Франция), который ещё в 1910 г. побил все мировые рекорды по продолжительности и дальности полёта. Под стать ему были инструкторы капитан-лейтенант М.М.Зеленский, штабс-капитан Б.В.Матыевич-Мациевич, лейтенант Г.В.Пиотровский, поручики М.Комаров и Е.В.Руднев, представитель Гатчинской авиашколы. В марте 1914 г. Качу посетил лётчик Нестеров Пётр Николаевич (1887 – 1914 гг.). Его «мёртвая петля», исполненная 9 сентября 1913 г. на самолёте «Ньюпор-4», вошла в историю мировой авиации. Мастер высшего пилотажа во время Первой Мировой войны совершил 7 боевых вылетов. Штабс-капитан Нестеров впервые применил воздушный таран, при этом геройски погиб. Одна из улиц посёлка носит имя прославленного авиатора. Накануне и в годы Первой Мировой войны Качинская школа выпустила десятки подготовленных лётчиков. Среди них Константин Константинович Арцеулов (1891- 1980 гг.), первым покоривший «штопор» в сентябре 1916 г. Человек удивительной судьбы, внук художника-мариниста И.Айвазовского (1817 – 1900 гг.), именем которого названа картинная галерея в родной Феодосии, считал Севастополь своей второй родиной. …Прошли годы. Офицерская авиашкола стала Краснознамённым (с 1933 г.) военным лётным училищем, за которым с 1938 г. документально закреплено наименование Качинское. В 1941 году оно перебазировано в с. Красный Кут Саратовской области. Среди выпускников-качинцев есть маршалы авиации, около 170 генералов, лётчики-космонавты, 256 Героев Советского Союза, двенадцать Дважды Героев. Легендарный лётчик Александр Иванович Покрышкин, сбивший лично в Великую Отечественную войну в 137 боях 53 вражеских самолёта, удостоен Золотой звезды Героя трижды. Его имя присвоено одной из качинских улиц. В названиях тенистых улиц посёлка, в памятниках, на аллее Героев увековечены имена авиаторов, посвятивших себя небу, отдавших жизни служению Родине. Прах первых из них, пионеров отечественной морской авиации, покоится на небольшом старом кладбище на мысе Маргопуло. С одной стороны синеет море, с другой – ставший для них последним пристанищем аэродром. И словно монумент первопроходцам двух стихий – моря и неба - возвышается рядом башня маяка, красным огнём проблёскивая в ночи кораблям. 

Источники:
- статья "Кача-колыбель российской морской авиации" Олега Горелко;