Посёлок городского типа, берёт своё начало от хутора Александра-Михайловского. Расположен на юго-западе Крымского полуострова. Образован 21 ноября 1912 года. Своим появлением обязан основанием первой в царской России, авиационной школы.
В 1910 году Отделом Воздушного Флота России была создана первая русская школа летчиков. 24 ноября 1910 года состоялась ее открытие на аэродроме «Куликово поле» вблизи города Севастополя. Школа была открыта на добровольные пожертвования граждан России. На тот момент школа насчитывала 8 самолетов: 2 биплана «Фарман-IV» , 3 моноплана «Блерио -XI», 1 биплан «Соммер» и 2 моноплана «Антуаниет». Мощность двигателей колебалась от 40 до 50 лошадиных сил, а скорость едва достигала 70 км/час.
Офицеры-летчики первого выпуска представляются царю Николаю II 26 октября 1911г.
Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен, появились новые самолеты. Подходящее поле для летной школы было найдено в 12 верстах от Севастополя вблизи долины реки Кача около деревни Мамашай (Орловка). Выбор места был одобрен высшими чинами военного ведомства России.
21 ноября 1912 года в день 2-й годовщины со дня основания в Севастополе офицерской школы летчиков состоялась закладка постоянных зданий. Во время совершения молебна у места закладки и его освящения над присутствующими беспрерывно кружились летчики на аэропланах различных систем. С этого дня, днем основания Качи и Качинской летной школы считается 21 ноября - по престольному празднику архистратига Михаила, объявленного Русской Православной Церковью покровителем школы авиации.
В 1914 году на аэродроме Качинской школы приземлился самолет, ведомый русским пилотом, автором «мертвой петли» - Нестеровым П.Н. Во время Первой Мировой войны, летчики, развивая Нестеровскую школу фигурного летания, освоили так называемый «штопор».
В период с 1910 года по 1917 год было подготовлено 609 летчиков.
После Великой Октябрьской революции 1917 года, весь личный состав школы переходит на сторону Советской власти и успешно участвует в борьбе против контрреволюции в Крыму. В 1917 году при Военно-революционном комитете было создано бюро комиссариата авиации и воздухоплавания.
В 1921 году авиаотряды, из которых была создана авиации Черноморского флота, принимали активное участие в разгроме белогвардейцев и иностранных интервентов.
Из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды высоты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякову A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки более 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.
Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды герои и 284 - герои Советского Союза.
Амет-Хан Султан (1920-1971), подполковник, дважды герой Советского Союза. Качинскую военную авиационную школу закончил в 1940г. В небе Великой отечественной войны с июня 1941г. Провел 150 воздушных боев, в которых лично сбил 30 самолетов противника и 19 в группе. Последний вражеский самолет уничтожил над Берлином.
Все человечество рукоплескало рекорду советских женщин - воспитанниц Качинской школы П. Осипенко и В. Ломако, которые вместе со штурманом Н. Расковой совершили беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск. Первая советская военная летчица Кокорина Зинаида Петровна окончила школу в 1924 году и работала летчиком - инструктором, была начальником летной школы в городе Хабаровске.
Осипенко Полина Денисовна (1907-1939) Раскова Марина Михайловна (1912-1943)
Покрышкин Александр Иванович (1913-1985), маршал авиации, трижды герой Советского Союза. В годы войны в 137 боях сбил лично 53 вражеских самолета.
В период создания полярной авиации в ее состав из ВВС ЧФ были направлены летчики и штурманы, среди них : Леваневский, Ляпидовский, Молоков, Доронин. 20 апреля 1934 года им было присвоено звание Советского Союза как участникам спасения пассажиров и команды ледокола «Челюскин».
В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратовской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом расположения в городе Сталинграде (Волгограде).
Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для советского народа, его вооруженных сил. С первых дней войны на Каче базируется 8- ой истребительный авиационный полк, который с апреля 1942 года именуется 6-ой гвардейский. В 1944 году этот полк именуется как гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский авиационный полк.
После Великой Отечественной войны с 1947 года по 1960 год на Каче базируется 4-я истребительная авиационная дивизия. В мае 1960 года на Качу с аэродрома Херсонес перебазируется 872 авиационный полк. А с осени 1960 года здесь же на Каче базируется отдельный транспортный полк. Эти две основные авиационные части, а также части обеспечения базируются на аэродроме Кача и в настоящее время.
В героической летописи Севастополя есть одна страница, малоизвестная не только многим местным жителям, но и большинству гостей города. Именно здесь, на юго-западе Крымского полуострова в начале прошлого века была создана отечественная авиационная школа. Она стала первой, построенной на добровольные пожертвования граждан, собранные для восстановления разгромленного в русско-японской войне 1905 г. флота и на развитие авиации. Всего на 1 марта 1910 года собрали 17.219.386 золотых рублей. Например, киевляне сделали именной взнос на миноносец «Киев», жители херсонской области сдали 730.254 рубля 79 копеек. Больше всего внёс в кассу – 1 миллион рублей – Эмир Бухарский (в честь него был назван новейший эсминец). На собранные деньги было построено 18 кораблей и 4 подводных лодки. Оставшиеся 900 тысяч рублей (в те годы столько стоил один линейный корабль) пошли на создание собственного Воздушного флота. Первые лётчики-инструкторы прошли обучение в лётных школах Европы. Подготовку отечественных авиаторов решили проводить у себя на родине, что было дешевле и соответствовало интересам государства. Н а народные деньги во Франции были заказаны 11 аэропланов. Осенью 1910 г. были доставлены из Гатчины (Санкт-Петербург) первые пять самолётов. 24 ноября 1910 г. на Куликовом поле (ныне проспект генерала Н.Острякова) была открыта Севастопольская офицерская школа авиации. Набор кандидатов в лётчики производился из офицеров высшего сословия разных родов войск царской армии. 8 ноября (26 октября) состоялся первый выпуск. Торжественную церемонию встречи государя Николая Второго в Ливадийском дворце с 24-я выпускниками по случаю присвоения им звания «пилот-авиатор» запечатлел для потомков неизвестный фотограф. Город разрастался, росла и авиашкола. К концу 1911 года в ней было уже 38 самолётов, семь инструкторов обучали 44 лётчика. Аэродром оказался слишком мал для практического обучения. В связи с освоением скоростных аэропланов «Ньюпор-4», способных разгоняться до 110 км/ч, более прочных и безопасных, чем «Соммер», «Блерио» и «Антуанетт», школа военных лётчиков была переведена «за 12 вёрст (13 км) по воздуху от Севастополя» на побережье. Место, выбранное к северу от устья речки Кача для Александро-Михайловских лагерей, оказалось во всех отношениях удачным. Степь с небольшими холмами возвышалась на 40 метров над уровнем моря. Крутой обрывистый берег, близость Крымских гор, наличие ветров постоянных направлений в сочетании с разницей температуры воды и суши создавали мощные восходящие потоки. Плюсовая Среднегодовая температура воздуха, малое количество осадков, около 200 солнечных дней в году - все эти факторы обеспечивали прекрасные условия для полётов (ещё одно подтверждение тому – и ныне в Качу ежегодно приезжают парапланеристы на соревнования. Чем не второй Коктебель!). . Под аэродром было определено 650 десятин (более 7 кв.км) земли стоимостью около 150.000 рублей, а «кредит для возведения построек был исчислен в сумме 900.000 рублей. Был проведён дополнительный сбор добровольных пожертвований граждан на развитие авиации. Выдавались поощрительные нагрудные золотые (за 500 руб.) и серебряные знаки, реализовывались жетоны на цепочке в виде аэроплана. Необходимые средства были изысканы и 21 ноября 1912 г. состоялась закладка капитальных зданий на новом месте. Рядом с аэродромом образовался посёлок авиаторов Кача. Курсанты стали называть свою школу Качинской. Для справки: единого варианта перевода слова «Кача» с тюркского языка на русский нет. По некоторым сведениям, это мужское имя. По другим – «крест», так как у истоков речки в древности существовал христианский храм.На собранные деньги в офицерской авиашколе оборудовали ремонтные мастерские, ангары для самолётов, полевой и морской аэродромы, что позволило обучать взлёту и посадке на воду. В 1913 году школу закончили 67 офицеров, из них восемь – морских. Так зарождалась отечественная морская авиация. Об успехах в подготовке лётных кадров свидетельствуют факты. Например, впервые в мировой практике выпускники-качинцы разработали Инструкцию по боевому применению авиации. Первыми они использовали аэропланы для фоторазведки, полётов над морем, освоили новые фигуры высшего пилотажа «штопор» и «мёртвая петля». Немалая заслуга в этом преподавателей-инструкторов. Шеф-пилотом школы был одессит М.Н.Ефимов, выпускник лётной школы Фармана в Мурмелоне (Франция), который ещё в 1910 г. побил все мировые рекорды по продолжительности и дальности полёта. Под стать ему были инструкторы капитан-лейтенант М.М.Зеленский, штабс-капитан Б.В.Матыевич-Мациевич, лейтенант Г.В.Пиотровский, поручики М.Комаров и Е.В.Руднев, представитель Гатчинской авиашколы. В марте 1914 г. Качу посетил лётчик Нестеров Пётр Николаевич (1887 – 1914 гг.). Его «мёртвая петля», исполненная 9 сентября 1913 г. на самолёте «Ньюпор-4», вошла в историю мировой авиации. Мастер высшего пилотажа во время Первой Мировой войны совершил 7 боевых вылетов. Штабс-капитан Нестеров впервые применил воздушный таран, при этом геройски погиб. Одна из улиц посёлка носит имя прославленного авиатора. Накануне и в годы Первой Мировой войны Качинская школа выпустила десятки подготовленных лётчиков. Среди них Константин Константинович Арцеулов (1891- 1980 гг.), первым покоривший «штопор» в сентябре 1916 г. Человек удивительной судьбы, внук художника-мариниста И.Айвазовского (1817 – 1900 гг.), именем которого названа картинная галерея в родной Феодосии, считал Севастополь своей второй родиной. …Прошли годы. Офицерская авиашкола стала Краснознамённым (с 1933 г.) военным лётным училищем, за которым с 1938 г. документально закреплено наименование Качинское. В 1941 году оно перебазировано в с. Красный Кут Саратовской области. Среди выпускников-качинцев есть маршалы авиации, около 170 генералов, лётчики-космонавты, 256 Героев Советского Союза, двенадцать Дважды Героев. Легендарный лётчик Александр Иванович Покрышкин, сбивший лично в Великую Отечественную войну в 137 боях 53 вражеских самолёта, удостоен Золотой звезды Героя трижды. Его имя присвоено одной из качинских улиц. В названиях тенистых улиц посёлка, в памятниках, на аллее Героев увековечены имена авиаторов, посвятивших себя небу, отдавших жизни служению Родине. Прах первых из них, пионеров отечественной морской авиации, покоится на небольшом старом кладбище на мысе Маргопуло. С одной стороны синеет море, с другой – ставший для них последним пристанищем аэродром. И словно монумент первопроходцам двух стихий – моря и неба - возвышается рядом башня маяка, красным огнём проблёскивая в ночи кораблям.