Хозяйствующий субъект может столкнуться с ситуацией, когда его банковский счет заблокирован. Налоговый орган приостанавливает операции по счету налогоплательщика по двум причинам: за неуплату налогов или за непредставление налоговой отчетности. Чтобы разблокировать счет, необходимо погасить долг или представить налоговую декларацию (расчет).
Узнать причину блокировки банковского счета поможет интернет-сервис сайта ФНС России «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов» (https://service.nalog.ru/bi.html).
Авторизация в сервисе не требуется, любое заинтересованное лицо может получить информацию о приостановлении операций по своим счетам в банках или счетам контрагентов в режиме онлайн.
Для просмотра данной информации в сервисе необходимо выбрать вкладку «Запрос о действующих решениях о приостановлении», указать свой ИНН и БИК банка. Расшифровка всех кодов причин приостановки отражена в таблице в нижней части страницы сервиса. Например, в случае приостановки по причине наличия задолженности в сервисе будет указан код причины «1», за непредставление налоговой декларации или расчета – код причины «2».
Если счет заблокирован, но в сервисе отсутствует решение о приостановлении операций по счетам, то необходимо проверить информацию о наличии возбужденного исполнительного производства в банке данных исполнительных производств на сайте Федеральной службы судебных приставов, которая также же наделена полномочиями по аресту счетов.
После устранения нарушения в целях оперативной разблокировки счета можно направить обращение об отмене приостановления операций по счетам через интернет-сервисы сайта ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» (https://lkul.nalog.ru/) или «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» (https://lkip2.nalog.ru/lk#/login), прикрепив подтверждающие документы, например, квитанцию о приеме отчета или платежный документ, подтверждающий уплату долга.
Решение об отмене блокировки налоговый орган принимает не позднее следующего рабочего дня после поступления денежных средств или представления отчетности.
Юридические лица могут получить доступ в «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» (https://lkul.nalog.ru/) с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. Индивидуальные предприниматели могут авторизоваться в сервисе «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» (https://lkip2.nalog.ru/lk#/login) с помощью пароля, выданного налоговым органом, или с помощью подтвержденной учетной записи на Госуслугах, а также УКЭП.
Кроме того, при возникновении вопросов по актуализации сальдо ЕНС, мерам взыскания и соответствующим обеспечительным мерам можно воспользоваться интернет-сервисом ФНС России «Оперативная помощь: разблокировка счета» (https://service.nalog.ru/ens-help/). Он позволяет связаться с оператором Центра помощи по реабилитации счета. В течение 24 часов по телефону, указанному в электронном сообщении налогоплательщика, будет предоставлена информация о текущем статусе решения о приостановлении операций по счетам и возможностях для его отмены.