Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребенка в течении дня. Четкий режим дня помогает правильно сбалансировать рабочую деятельность и отдых, что очень важно для растущего ребенка и его здоровья.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность (прогулки на свежем воздухе, подвижные игры), наличие или отсутствие правильно организованного рабочего места.

Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но и в какое время и как часто.

Для школьников требуется 5 приемов пищи в сутки в зависимости от нагрузки, через 4-5 часов.

- Завтрак дома 7.30-8.00

- Горячий завтрак в школе 11.00-11.30

- Обед в школе 12.30-13.00 или дома 14.00-14.30

- Полдник 16.30-17.00

- Ужин 19.00-19.30

- Здоровый сон

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (примерно на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряженной умственной деятельности. Ведь при недосыпании страдает удельный вес той стадии сна, от которой зависит способность к обучению и его успешность.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

- ложиться спать и вставать в одно и то же время.

- ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).

- сформировать собственные полезные привычки, вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.

- кровать у ребенка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1-4 классе- 10-10,5 часа, в 5-7 классе – 10,5 часа, в 6-9 классе – 9-9,5 часа, в 10-11 классе-8-9 часов.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребенка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

 

 

 

 

Рабочий стол

Правильно организуйте рабочее место школьника – условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок – левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырек, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребенок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребенка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь не высокую спинку.

Работая в таких условиях, ребенок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель – один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели по росту ребенка следует проводить не реже 2 раз в год.

Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течении учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах – 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах – 3 урока.

При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.

Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).