УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ДЕПАРТАМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации работы по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления города Севастополя

г. Севастополь

2016

Содержание

Введение

 

3

1. Определение подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений

 

4

2. Обеспечение соблюдения государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей в сфере противодействия коррупции

 

7

3. Выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе

 

15

4. Обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов

 

18

5. Оказание консультативной помощи и организация правового просвещения государственных (муниципальных) служащих

 

19

6. Проведение проверочных мероприятий

 

21

7. Подготовка проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции

 

24

8. Взаимодействие с правоохранительными органами

 

26

9. Взаимодействие с институтами гражданского общества

 

27

10. Рассмотрение обращений граждан и организаций по антикоррупционной тематике

 

29

11. Ведение подраздела по противодействию коррупции на официальном сайте государственного (муниципального) органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

31

12. Нормативно-правовая основа противодействия коррупции

 

32

     

Введение

Методические рекомендации по организации работы по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления города Севастополя (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», во исполнение пункта 5 Плана мероприятий по недопущению нарушения законодательства о государственной службе, утвержденного Распоряжением Губернатора города Севастополя от 28 июля 2016 г. № 113-РГ.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике коррупции в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления города Севастополя (далее - исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления).

В Методических рекомендациях предлагаются механизмы для организации эффективной работы в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления по профилактике коррупционных проявлений при прохождении государственной и муниципальной службы:

- обеспечение соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей в сфере противодействия коррупции;

- принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

- обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

- оказание служащим консультативной помощи по вопросам в сфере противодействия коррупции;

- организация правового просвещения служащих;

- проведение проверочных мероприятий;

- подготовка проектов нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.

Деятельность работников подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений должна быть реализована с использованием таких инструментов как координация, контроль, взаимодействие (в том числе с правоохранительными органами и институтами гражданского общества), рассмотрение обращений граждан и организаций по антикоррупционной тематике.

  1. Определение подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Общие положения.

В исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления необходимо определить структурное подразделение или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и других особенностей. При этом необходимо по возможности освобождать лиц, осуществляющих деятельность по профилактике коррупции, от несвойственных данной деятельности обязанностей.

Задачи, функции и полномочия структурного подразделения или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, должны быть четко определены.

Например, они могут быть установлены:

в служебных контрактах и должностных регламентах ответственных работников;

в положении о подразделении или должностном лице ответственном за противодействие коррупции;

в приказе (распоряжении) руководителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о возложении соответствующих функций.

В качестве основы для определения круга задач и функций ответственного подразделения или должностного лица, возможно пользоваться Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (Указ Президента РФ от 15.07.2015 № 364).

При формировании структурного подразделения, ответственного за противодействие коррупции, необходимо уделить пристальное внимание определению штатной численности, достаточной для выполнения возложенных на данное подразделение функций, а также обеспечить его необходимыми техническими ресурсами.

В число обязанностей структурного подразделения или должностного лица, например, может включаться:

  • разработка и представление на утверждение руководителю исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников, планов и т.д.);
  • проведение проверочных и контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений, совершенных служащими;
  • организация проведения оценки коррупционных рисков;
  • прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения государственных (муниципальных) служащих к совершению коррупционных правонарушений, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений служащими или иными лицами;
  • организация уведомления представителя нанимателя о конфликте интересов;
  • организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики коррупции и индивидуального консультирования служащих в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • оказание содействия уполномоченным представителям контролирующих, надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
  • оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
  • проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов.

Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2689 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. руководителям государственных органов поручено принять меры по недопущению случаев возложения на указанные подразделения функций, не относящихся к антикоррупционной работе.

Деятельность подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений должна осуществляться на плановой основе. Для этого в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления разрабатываются планы работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. План должен предусматривать мероприятия, направленные на достижение конкретных результатов, сроки исполнения мероприятий, ответственных исполнителей. В ходе реализации плана необходимо обеспечить контроль за выполнением мероприятий, а также внесение изменений в план в соответствии с актуальными изменениями антикоррупционного законодательства (см. Методические рекомендации по разработке планов по противодействию коррупции в городе Севастополе на 2016-2017 годы, одобренные решением Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в городе Севастополе от 26.07.2016 г. протокол № 1).

При определении ответственных должностных лиц, формировании подразделений следует учитывать наличие у кандидатов на выполнение данной работы необходимых знаний и навыков.

Для осуществления данной работы рекомендуется отдавать предпочтение кандидатам, имеющим высшее профессиональное образование по специальностям: «юриспруденция», «государственное управление», «политология», а также имеющим опыт прохождения государственной или муниципальной службы, работы в правоохранительных органах.

При ведении делопроизводства, связанного с работой по профилактике коррупционных и иных правонарушений рекомендуется использовать номенклатуру, разработанную с учетом функций подразделения (ответственного лица).

При ведении делопроизводства необходимо строго соблюдать требования действующего законодательства о персональных данных, принимать исчерпывающие меры по сохранению их конфиденциальности.

Документам, содержащим персональные данные лиц, в отношении которых проводится антикоррупционная проверка, рекомендуется присваивать гриф «для служебного пользования». Хранение документов, должно осуществляться в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Недопустимо обсуждение ставших известными ответственному должностному лицу сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащих с лицами, не имеющими отношения к деятельности по профилактике коррупции.

Подразделениям по профилактике коррупционных правонарушений, ответственным должностным лицам рекомендуется постоянно осуществлять взаимодействие с институтами гражданского общества (общественными организациями, научным сообществом, гражданами, СМИ). В целях осуществления данной деятельности необходимо принимать меры по повышению открытости и доступности информации о деятельности государственного (муниципального) органа, в том числе в сфере противодействия коррупции. Обеспечивать возможность «обратной связи» с населением.

Ответственным должностным лицам следует постоянно повышать свою квалификацию и уровень знаний. Для этого рекомендуется на регулярной основе отслеживать изменения действующего законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции, прохождения государственной и муниципальной службы, принимать участие в различных семинарах, совещаниях, круглых столах, конференциях по антикоррупционной тематике.

  1. Обеспечение соблюдения государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей в сфере противодействия коррупции.

2.1. Должностные лица подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений обеспечивают соблюдение государственными (муниципальными) служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения служащими обязанностей в сфере противодействия коррупции.

Ответственным должностным лицам в обязательном порядке необходимо ознакомить под роспись каждого служащего с документами:

– государственных служащих с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой; статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой; статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего);

– муниципальных служащих с положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой; статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой; статья 14.2. Требования к служебному поведению муниципального служащего);

– государственных и муниципальных служащих с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора; статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов);

– кодексом этики и служебного поведения государственных (муниципальных) служащих, утвержденным правовым актом государственного (муниципального) органа.

2.2. Государственный (муниципальный) служащий в целях противодействия коррупции и предотвращения конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе обязан:

– соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными изаконами;

– сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;

– не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных (муниципальных) органов, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

– передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

– ежегодно представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и членов семьи (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) в соответствии с перечнем должностей, утверждённым нормативным правовым актом;

– уведомлять в установленном порядке представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

– уведомлять в установленном порядке о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

2.3. В случае если владение государственным (муниципальным) служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, должностным лицам подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо проконтролировать передачу государственным (муниципальным) служащим принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2.4. В соответствии с перечнем должностей государственной (муниципальной) службы, установленным нормативным правовым актом, подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений обязаны организовать сбор, обработку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных (муниципальных) служащих, а также аналогичных сведений их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Указанную деятельность целесообразно осуществлять кадровой службе. В том случае если ответственное подразделение (должностное лицо) не входит в состав кадровой службы, следует координировать деятельность кадровой службы по приему указанных сведений.

В процессе проведения декларационной кампании необходимо организовать консультации, практические семинары, со служащими по проблемным вопросам заполнения указанных сведений.

Рекомендуется ориентировать служащих на заполнение справок с использованием специального программного обеспечения.

По итогам представления служащими сведений о доходах, расходах необходимо обеспечить их размещение на официальном сайте государственного (муниципального) органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок размещения указанных сведений для государственных служащих утвержден постановлением Правительства Севастополя от 30.12.2015 № 1337-ПП, для муниципальных служащих порядок должен быть утвержден нормативным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции».

Подразделениям (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо ежегодно проводить оценку коррупционных рисков, возникающих при реализации государственным (муниципальным) органом своих функций, и при необходимости вносить изменения в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.

В данной работе рекомендуется применять реализуемый на федеральном уровне принцип определения перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, а также методические рекомендации Минтруда России по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

2.5. В случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений он обязан уведомлять об этом представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы. Невыполнение служащим указанной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной (муниципальной) службы, либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок уведомления о соответствующих фактах обращения, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя в соответствующем правовом акте.

Как правило, уведомление подается служащим в письменной форме в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, регистрируется в специальном журнале и передается представителю нанимателя.

Не исключено устное уведомление представителя нанимателя на личном приеме о фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, однако в любом случае должны быть обеспечены фиксация и учет таких обращений.

Уведомления подлежат обязательной регистрации в специальном журнале, который должен быть прошит и пронумерован, а также заверен оттиском печати государственного (муниципального) органа.

Конфиденциальность полученных сведений обеспечивается представителем нанимателя или по его поручению подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного (муниципального) органа.

2.6. Служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя.

К иной оплачиваемой работе относится работа, связанная с трудовыми отношениями (на основании трудового договора) и с гражданско-правовыми отношениями (авторский договор, договор возмездного оказания услуг и т.п.) Уведомление представителя нанимателя необходимо осуществить до заключения трудового или гражданско-правового договора.

Порядок уведомления представителя нанимателя о намерении государственного (муниципального) служащего выполнять иную оплачиваемую работу рекомендуется утвердить правовым актом государственного (муниципального) органа.

Выполнение служащим иной оплачиваемой работы не должно привести к возникновению конфликта интересов. В случае если представитель нанимателя усматривает в выполнении иной работы конфликт интересов, он вправе направить уведомление для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.

2.7. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный правовым актом государственного (муниципального) органа, в течение двух лет после увольнения с государственной (муниципальной) службы не вправе без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного (муниципального) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного (муниципального) служащего.

Согласие комиссии дается в порядке, установленном положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным правовым актом государственного (муниципального) органа.

К функциям государственного (муниципального) управления организацией относятся полномочия служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

К числу обязательных для исполнения решений (проектов решений) можно отнести:

– принятие правовых актов и разработку (утверждение) государственных (муниципальных) программ, связанных с регулированием осуществляемой заинтересованной организацией деятельности;

– осуществление мер государственного (муниципального) регулирования в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации;

– оказание государственных (муниципальных) услуг, получателем которых была заинтересованная организация;

– осуществление государственного (муниципального) контроля и надзора в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации;

– координация и стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в соответствующей отрасли экономики, либо участников общественных отношений в других сферах деятельности, в том числе и заинтересованной организации;

– управление подведомственными государственному (муниципальному) органу организациями, осуществляющими деятельность в той же сфере, что и заинтересованная организация.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.

При получении такого уведомления должностное лицо подразделения
по профилактике коррупционных и иных правонарушений готовит заключение представителю нанимателя (работодателю) об отсутствии (наличии) нарушений ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», после чего уведомление должно быть рассмотрено комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.

При подготовке заключения анализируется полномочия государственного (муниципального) органа, должностной регламент (должностная инструкция) на предмет наличия в должностных (служебных) обязанностях государственного (муниципального) служащего функций государственного (муниципального) управления данной организацией, приказы о распределении обязанностей, вид и уели деятельности организации, в которую поступил на работу бывший гражданский служащий, его должностные обязанности и иные необходимые сведения. Следует проверять, получал ли служащий согласие на выполнение работы в данной организации до его трудоустройства. В случае наличия такого согласия комиссии, рассмотрение уведомления на заседании комиссии не требуется.

В случае если было выявлено, что в должностные (служебные) обязанности государственного (муниципального) служащего входили функции государственного (муниципального) управления данной организацией и гражданин, замещавший должность государственной (муниципальной) службы, не обращался в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, материалы рассматриваются в установленном порядке комиссией. По итогам рассмотрения комиссией принимается решение либо о даче согласия на замещение гражданином должности (выполнение работ) в коммерческой или некоммерческой организации, либо в случае установления нарушения гражданином требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» рекомендуется руководителю государственного органа проинформировать о данном обстоятельстве органы прокуратуры и уведомившую организацию для решения вопроса о прекращении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). При этом следует контролировать исполнение решения комиссии.

Подразделению (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений целесообразно вести учет сообщений работодателей о гражданах, замещавших должности государственной (муниципальной) службы. При увольнении служащих проводить с ними беседу, выдавать памятку об ограничениях при заключении ими трудового или гражданско-правового договора, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

2.8. В связи с прохождением государственной (муниципальной) службы государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

В соответствии с Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10, государственные и муниципальные органы принимают нормативные правовые акты, определяющие порядок уведомления о получении подарка, его сдачи, выкупа и реализации с учетом особенностей их деятельности.

Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются государственной (муниципальной) собственностью и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный (муниципальный) орган, в котором он замещает должность государственной (муниципальной) службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственный (муниципальный) служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом правовыми актами государственных (муниципальных) органов.

2.9. При поступлении обращений государственных (муниципальных) служащих о невозможности закрытия счетов в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также о невозможности представить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей подготовка мотивированного заключения не требуется, указанные обращения рассматриваются на очередном заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Вместе с тем, при приеме указанных обращений рекомендуется требовать у служащих представлять документы, подтверждающие изложенные в обращениях обстоятельства.

Следует учитывать, что заявления о невозможности закрытия банковских счетов необходимо подавать ежегодно, до тех пор, пока соответствующие счета не будут закрыты.

2.10. В целях единообразного применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при организации работы в государственных и муниципальных органах возможно использование методических рекомендаций «Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами», одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, протокол от 25 сентября 2012 г. № 34.

  1. Выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе

3.1. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Данная обязанность должна быть реализована, в случае если у служащего при исполнении им должностных обязанностей возник конфликт интересов или служащему стало известно о возможности его возникновения.

Действующим законодательством не утверждены форма и порядок уведомления служащим непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Порядок уведомления устанавливается представителем нанимателя.

Рекомендуется соответствующую информацию излагать в письменной форме, с указанием: характера личной заинтересованности служащего; конкретных должностных (служебных) обязанностей, исполнение которых может привести или привели к возникновению конфликта интересов; конкретные организации, физические лица, исполнение должностных обязанностей в отношении которых могут привести или привели к возникновению конфликта интересов.

В соответствии с положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным правовым актом государственного (муниципального) органа, представление руководителя государственного (муниципального) органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном (муниципальном) органе мер по предупреждению коррупции, является основанием для проведения заседания комиссии.

Заявление служащего о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения может направляться непосредственному начальнику служащего, руководителю государственного (муниципального) органа, либо в подразделение (должностному лицу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. При этом в любом случае рекомендуется уведомить непосредственного руководителя.

3.2. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять следующие меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

– изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, в том числе отстранить его от исполнения должностных (служебных) обязанностей.

Так, в зависимости от сферы возникновения конфликта интересов, данная мера может быть применена в виде временного исключения служащего из состава конкурсной комиссии, комиссии по размещению заказа, участников проверочных мероприятий и т.д. Необходимо учитывать, что основанием для отстранения служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей является соответствующий акт (решение) представителя нанимателя.

– принять отказ служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Данная мера может быть реализована посредством представления служащим в письменном виде на имя представителя нанимателя обязательства воздержаться от совершения определенных действий или возврата полученного (например, в качестве подарка) имущества, если выгода уже получена.

– инициировать отвод или принять самоотвод служащего. При этом отвод (самоотвод) служащего не связан с его отстранением от должности, а может касаться недопущения его к рассмотрению конкретного дела либо курирования определенного направления деятельности, принятия определенного управленческого решения, осуществления контроля деятельности определенной организации и т.п.

– отстранить государственного (муниципального) служащего от замещаемой должности государственной (муниципальной) службы (не допускать к исполнению должностных (служебных) обязанностей) на период урегулирования конфликта интересов, а также проведения в отношении него проверочных мероприятий.

3.3. В зависимости от конкретного случая возникновения конфликта интересов подразделению (должностному лицу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо осуществлять контроль исполнения служащим должностных (служебных) обязанностей, связанных с:

– подготовкой в пределах его компетенции проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в соответствующей сфере;

– осуществлением контроля (надзора) за соблюдением законодательства в соответствующей сфере;

– участием в работе комиссии по осуществлению закупок на предмет попытки оказать влияние на членов комиссии либо осуществить необъективную оценку участников конкурса с целью получения выгоды;

– направлением запросов о предоставлении информации на предмет использования полученной информации, не являющейся общедоступной, для предоставления третьим лицам;

– согласованием распределения бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределения ограниченных ресурсов на предмет принятия решений в пользу третьих лиц;

– взаимодействием с конкретными юридическими или физическими лицами, если служащие или их близкие родственники получают или получали выгоду от соответствующих лиц.

3.4. В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе необходимо использование в практической деятельности Обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Государственным (муниципальным) органам с учетом специфики их деятельности рекомендуется на основе Обзора подготовить соответствующие памятки государственным (муниципальным) служащим, ознакомить с ними служащих и разместить на официальных сайтах государственных (муниципальных) органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.5. В целях выявления случаев конфликта интересов рекомендуется проводить сбор, обобщение и анализ информации, которая может быть впоследствии использована для инициирования антикоррупционной проверки.

Источниками данной информации могут служить личные дела служащих, а также общедоступные информационные ресурсы.

К таким ресурсам относятся: открытые сведения Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытые данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения Государственного кадастра недвижимости, публичная кадастровая карта, сведения, размещаемые публичными обществами в рамках обязательного раскрытия информации, сведения, содержащиеся в обращениях граждан, общественных организаций, публикации в СМИ, банк судебных решений, электронные картотеки судов, реестры залогов, сервисы ГИБДД и др.

21

  1. Обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов

Подразделение (должностное лицо) по профилактике коррупционных и иных правонарушений обеспечивает деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и распоряжением Губернатора города Севастополя от 23.08.2016 № 124-РГ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Севастополя в исполнительных органах государственной власти города Севастополя и урегулированию конфликта интересов», комиссии должны быть созданы в каждом государственном (муниципальном) органе, должны быть утверждены положения об их деятельности.

Секретарем комиссии, как правило, назначается должностное лицо подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

В целях привлечения представителей общественности к антикоррупционной работе руководитель государственного (муниципального) органа может принять решение о включении в состав комиссии представителя общественного совета, образованного при государственном (муниципальном) органе.

Государственным (муниципальным) органам необходимо повышать эффективность реализации принимаемых комиссиями решений и обеспечивать объективность привлечения государственных (муниципальных) служащих к ответственности по итогам заседаний комиссий.

В случае если комиссией принимается решение о применении к служащему мер дисциплинарной ответственности, а представителем нанимателя данное решение не реализуется, ответственному должностному лицу рекомендуется сообщать об этом в Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Деятельность комиссий рекомендуется освещать в СМИ.

Подробно вопросы организации работы комиссий рассмотрены в отдельных методических рекомендациях.

  1. Оказание консультативной помощи и организация правового просвещения государственных (муниципальных) служащих.

5.1. В целях оказания консультативной помощи служащим рекомендуется разработать памятки по ключевым вопросам противодействия коррупции (ответственность за коррупционные правонарушения, урегулирование конфликта интересов, выполнение иной оплачиваемой работы, информирование о фактах коррупции, уведомление о получении подарка и т.п.), либо использовать имеющиеся методические материалы, разработанные Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений и иными органами. Необходимо проводить ознакомление служащих с имеющимися методическими материалами. Также рекомендуется разместить данные материалы на официальном сайте государственного (муниципального) органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции.

5.2. Для граждан, претендующих на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, рекомендуется организовывать в рамках проведения конкурсных процедур анкетирование, тестирование, использовать иные методы оценки знаний положений антикоррупционного законодательства. Целесообразно проводить беседы с лицами, впервые поступающими на государственную (муниципальную службу) службу.

5.3. В государственных (муниципальных) органах целесообразно организовывать проведение различных видов учебных семинаров (бесед, лекций, практических занятий) по вопросам противодействия коррупции.

В целях правового просвещения служащих рекомендуется организовать проведение следующих мероприятий:

– обязательный вводный тренинг (обучение) для граждан, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу;

– регулярный тренинг (обучение) по вопросам противодействия коррупции, соблюдения запретов, ограничений, требований к служебному поведению для всех служащих государственного (муниципального) органа;

– специализированный углубленный тренинг (обучение) для служащих, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных и иных правонарушений;

– специализированный тренинг (обучение) для ознакомления и анализа новых правовых норм, включая подходы к их применению, в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции;

– тренинг (беседа) со служащими, увольняющимися с государственной (муниципальной) службы, на которых распространяются ограничения по заключению трудового или гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции».

5.4. Должностным лицам подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо не реже 1 раза в 3 года проходить повышение квалификации по программам профилактики и противодействия коррупции.

5.5. Дополнительным инструментом правового просвещения служащих может являться внутренний интернет-портал государственного (муниципального) органа. С его использованием возможно проведение консультаций со служащими по вопросам выполнения и реализации требований антикоррупционного законодательства. Также представляется целесообразным размещать на внутреннем интернет-портале формы (заявления), заполняемые служащими в случаях, предусмотренных антикоррупционным законодательством, методические рекомендации, памятки и разъяснения по вопросам антикоррупционной тематики.

5.6. Рекомендуется вести учет консультаций, данных служащим в рамках осуществления данной функции.

  1. Проведение проверочных мероприятий.

6.1. Подразделениями (должностными лицами) по профилактике коррупционных и иных правонарушений обеспечивается проведение:

– проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, и государственными (муниципальными) служащими;

– проверки сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– проверки соблюдения государственными (муниципальными) служащими требований к служебному поведению;

– проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной (муниципальной) службы, ограничений при заключении ими после ухода с государственной (муниципальной) службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;

6.2. Указанные проверки проводятся в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», а также нормативными правовыми актами Правительства Севастополя, иных органов исполнительной власти, муниципальными правовыми актами.

6.3. Проведение служебных проверок регулируется статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

6.4. Проверка может проводиться только при наличии установленного соответствующими нормативными правовыми актами основания, которым является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, работниками кадровых служб исполнительных органов государственной власти (органов местного самоуправления), подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, политическими партиями (их региональными отделениями) общественными объединениями, Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой города Севастополя, средствами массовой информации.

В случае выявления обстоятельств, являющихся основанием для проверки, ответственному должностному лицу необходимо направить представителю нанимателя государственного (муниципального) служащего служебную записку с обоснованием необходимости проверки.

6.5. Решение о проведении проверки принимает представитель нанимателя. Решение о проверке рекомендуется оформлять в виде приказа или распоряжения, с указанием оснований, сроков проверки, объема проверяемых сведений, указанием подразделения или лица, которому поручается проведение проверки. Проверяемое лицо должно в обязательном порядке уведомляться о проведении проверки. О случаях отказа нанимателя проводить проверку рекомендуется информировать Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Проверки в отношении лиц, замещающих государственные должности, а также гражданских служащих, назначаемых Губернатором, проводится исключительно Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

6.6. Объем проверочных мероприятий оправляется ответственным лицом самостоятельно в зависимости от характера и специфики проверяемых сведений, выявленных нарушений и иных обстоятельств.

Запросы, за исключением запросов в кредитные организации, налоговые органы, в органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимость, о проведении оперативно-разыскных мероприятий, направляются за подписью руководителя органа исполнительной власти (органа местного самоуправления). Вышеперечисленные запросы направляются только за подписью Губернатора города Севастополя или специально уполномоченного заместителя.

В случае направления запросов о получении информации, затрагивающей интересы третьих лиц, следует приводить обоснование необходимости предоставления такой информации и связи этих лиц с проверяемым служащим.

6.7. В ходе проверки необходимо получить письменные пояснения государственного (муниципального) служащего, иных заинтересованных лиц по обстоятельствам проверки. В случае отказа предоставить пояснения необходимо зафиксировать отказ в соответствующем акте.

6.8. После получения и обобщения необходимых материалов проверки ответственному лицу необходимо подготовить доклад, в котором подробно изложить установленные в ходе проверки обстоятельства и сформулировать выводы об отсутствии, либо наличии нарушений антикоррупционного законодательства, ознакомить проверяемое лицо с докладом. В случае выявления нарушений необходимо предложить нанимателю применить к служащему меру юридической ответственности.

Указанный доклад направляется представителю нанимателя для принятия решения. Представитель нанимателя вправе применить дисциплинарное взыскание на основании доклада, либо передать его на рассмотрение в комиссию, после чего принять решение с учетом ее рекомендаций.

6.9. При привлечении служащего к дисциплинарной ответственности необходимо соблюдать сроки, установленные ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и общие требования к порядку привлечения к дисциплинарной ответственности.

6.10. При принятии решения о применении дисциплинарного взыскания следует учитывать сложившуюся судебную практику, обзоры Минтруда России по результатам обобщения деятельности комиссий по служебному поведению.

6.11. Если после получения представителем нанимателя доклада с предложением об увольнении служащего в связи с утратой доверия и при согласии нанимателя с данным предложением, от гражданского (муниципального) служащего поступает заявление об увольнении по собственному желанию, прекращать трудовые отношения по данному основанию не рекомендуется.

6.12. В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 30.12.2015 № 1340-ПП контроль за соответствием расходов лица, включенного в Перечень, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляет Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента безопасности и противодействия коррупции города Севастополя.

6.13. При проведении проверочных мероприятий следует неукоснительно соблюдать права человека и гражданина, гарантированные общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами и Федеральными законами.

Следует принимать все возможные меры для исключения доступа посторонних лиц к конфиденциальной информации и персональным данным служащих.

Собирание информации, не имеющей отношения к предмету проверки, недопустимо и может повлечь установленную законом ответственность.

  1. Подготовка проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции.

В целях поддержания в актуальном состоянии нормативной базы в сфере противодействия коррупции подразделениям (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений рекомендуется проводить регулярный мониторинг законодательства о противодействии коррупции, по итогам которого вносить соответствующие изменения в действующие, разрабатывать новые правовые акты, вносить предложения по совершенствованию актов Губернатора и Правительства, законов города Севастополя.

Разработка правовых актов государственных (муниципальных) органов осуществляется в соответствии с положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, законами города Севастополя.

Проекты нормативных правовых актов государственных (муниципальных) органов должны проходить антикоррупционную экспертизу в порядке, установленном действующим законодательством.

К числу основных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, которые должны быть приняты органами исполнительной власти, а также в муниципальных образованиях относятся:

- Акт определяющий подразделение (должностное лицо), ответственное за антикоррупционную работу и устанавливающий порядок их деятельности;

- Порядок уведомления служащим представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

- Положение о сообщении отдельными категориями лиц исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления) о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации;

- Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного (муниципального) служащего к совершению коррупционных правонарушений;

- Перечень должностей государственной (муниципальной службы) при замещении которых государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- План противодействия коррупции соответствующие годы;

- Порядок сообщения лицами, замещающими должности государственной (муниципальной) службы города Севастополя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

- Акты, определяющие состав и порядок работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов;

Кроме того, в муниципальных образованиях должны быть приняты:

- Акты, определяющие порядок представления муниципальными служащими и лицам, замещающими муниципальные должности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и порядок опубликования данных сведений;

- Акты, определяющие порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений, а также руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и порядок опубликования данных сведений;

- Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (проектов правовых актов);

- Перечень должностей муниципальной службы, в связи с замещением которых на гражданина налагаются ограничения, предусмотренные ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

- Порядок участия муниципального служащего в управлении коммерческой организацией;

- Порядок увольнения лица, замещающего муниципальную должность;

- Положение о порядке принятия лицами, замещающими муниципальные должности, отдельные должности муниципальной службы, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

- Порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых лицами замещающими муниципальные должности, о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Указанный перечень актов не является исчерпывающим.

  1. Взаимодействие с правоохранительными органами

8.1. Подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений в своей деятельности взаимодействуют с правоохранительными органами.

Можно выделить следующие направления взаимодействия:

– при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и иных сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, и государственными (муниципальными) служащими, замещающими должности, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами государственных (муниципальных) органов, и членов их семей;

– при проведении проверки соблюдения служащими ограничений и запретов, связанных с государственной (муниципальной) службой, требований к служебному поведению, и при проведении проверок по фактам нарушения служащими указанных требований, ограничений и запретов;

– с органами прокуратуры в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

– при проведении оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений коррупционной направленности.

8.2. Формы взаимодействия могут быть следующими:

– проведение межведомственных, координационных совещаний;

– организация постоянно действующих рабочих групп;

– участие в проверках исполнения законодательства о противодействии коррупции в конкретном государственном (муниципальном) органе;

– обучение, повышение квалификации, приглашение специалистов из числа участников взаимодействия для оказания методической, консультационной и иной помощи в рассматриваемой сфере;

– организация совместных семинаров, конференций;

– организация совместных научных, мониторинговых исследований, социологических опросов;

– межведомственный информационный обмен;

8.3. В целях организации эффективного взаимодействия государственного (муниципального) органа с правоохранительными органами предлагается использовать методические рекомендации «Обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами в рамках организации противодействия коррупции в федеральном органе исполнительной власти», одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, протокол от 25 сентября 2012 г. № 34.

  1. Взаимодействие с институтами гражданского общества

9.1. В целях повышения эффективности противодействия коррупции государственными (муниципальными) органами осуществляется взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества.

Исходя из задач, возложенных на подразделения (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений, можно выделить следующие направления взаимодействия:

–  взаимодействие в целях получения информации, являющейся основанием для проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, иных сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, и государственными (муниципальными) служащими, замещающими должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами государственных (муниципальных) органов, и членов их семей;

–  получение информации о нарушении служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

– работа с обращениями от граждан и организаций о коррупционных правонарушениях, совершенных служащими;

–  проведение работы по формированию у служащих отрицательного отношения к коррупции;

–  независимая антикоррупционная экспертиза;

– правовое просвещение служащих;

– организация социологических исследований, позволяющих оценить уровень коррупции и эффективность принимаемых антикоррупционных мер.

9.2. Формы взаимодействия общественных объединений и организаций с государственными (муниципальными) органами:

– привлечение к работе по антикоррупционному просвещению;

– привлечение к работе по совершенствованию антикоррупционного законодательства, проведению его мониторинга;

– рассмотрение (обсуждение) проектов нормативных правовых актов;

– участие представителей общественного совета, образованного при государственном (муниципальном) органе в деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов;

– участие в заседаниях рабочих групп, иных совещательных органах по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

– участие в проведении конференций, круглых столов, научно-практических семинарах;

– создание информационно-просветительских программ (на телеви­дении, радиоканалах, в печатных изданиях, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») в сфере противодействия коррупции.

- организация интернет-приемных, «горячих линий» по вопросам противодействия коррупции;

- участие общественных организаций в подготовке и реализации мероприятий планов по противодействию коррупции;

- размещение социальной рекламы;

- освещение деятельности по профилактике коррупции в СМИ;

- проведение творческих конкурсов среди детей и молодежи.

  1. Рассмотрение обращений граждан и организаций по антикоррупционной тематике

10.1. Обращения граждан и организаций могут поступать в государственные (муниципальные) органы следующим образом:

– в письменном виде (через обычные каналы связи или специальный почтовый ящик в здании государственного (муниципального) органа);

– по телефону «горячей линии» («телефону доверия»);

– на личном приеме граждан руководителем (заместителем руководителя);

– с использованием информационно-коммуникационных сетей (посредством заполнения специальной формы на официальном интернет-сайте или направления обращения в виде электронного письма на адрес специальной электронной почты государственного (муниципального) органа).

10.2. Информацию для граждан и организаций о способах направления обращений в государственный (муниципальный) орган и о процедурах их рассмотрения необходимо разместить:

– на информационных стендах, посвященных антикоррупционной деятельности государственного (муниципального) органа, установленных в общедоступном месте в здании государственного (муниципального) органа;

– на официальном сайте государственного (муниципального) органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

10.3. Рекомендуется организовать особый учет всех поступающих в государственные (муниципальные) органы обращения граждан и организаций о фактах коррупции, завести соответствующие журналы регистрации, назначить из числа работников подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений уполномоченных по рассмотрению обращений коррупционного характера.

Необходимо обеспечить объективное и своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций по фактам коррупционных проявлений.

Данная работа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При наличии в обращениях граждан и организаций информации, относящейся к компетенции правоохранительных и иных государственных органов, их следует направлять в соответствующий орган сопроводительным письмом с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения.

В случае наличия в обращении граждан и организаций достаточной информации о нарушении государственными (муниципальными) служащими ограничений, запретов и обязанностей, установленных в сфере противодействия коррупции, работникам подразделений (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо ходатайствовать перед руководителем государственного (муниципального) органа о проведении проверки в установленном порядке.

Контроль за рассмотрением и принятыми мерами по обращениям граждан и организаций о фактах коррупции рекомендуется возложить на руководителя подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо непосредственного руководителя должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

10.4.  В государственном (муниципальном) органе целесообразно осуществлять мониторинг публикаций в средствах массовой информации, открытых писем граждан и организаций о фактах коррупции с последующим докладом о результатах мониторинга руководству государственного (муниципального) органа.

10.5. В целях повышения эффективности и результативности работы по рассмотрению обращений граждан и организаций по фактам коррупции возможно использовать в работеметодические рекомендации «Обеспечение повышения результативности и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти с обращениями граждан и организаций по фактам коррупции», одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, протокол от 25 сентября 2012 г. № 34.

  1. 11Ведение подраздела по противодействию коррупции на официальном сайте государственного (муниципального) органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В целях реализации принципа открытости деятельности государственных (муниципальных) органов необходимо создание и ведение подраздела по противодействию коррупции на официальном сайте государственного (муниципального) органа.

Рекомендуется использовать приказ Минтруда России от 7 октября 2013 г. № 530н, утвердивший требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции.

Обеспечение единого подхода к организации и проведению работы по размещению и наполнению подразделов по вопросам противодействия коррупции будет способствовать повышению открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) органов по профилактике коррупционных правонарушений, а также реализации прав граждан получать достоверную информацию о деятельности государственных (муниципальных) органов в сфере противодействия коррупции.

  1. Нормативно-правовая основа противодействия коррупции.
  • Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, решение о присоединении к Конвенции принято Федеральным законом от 01.02.2012 № 3-ФЗ;
  • Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999)
  • Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
  • Конституция Российской Федерации;
  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»;
  • Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
  • Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;
  • Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета
    при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы»;
  • Приказ Минтруда России от 7 октября 2013 г. № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов,
    и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 01 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы»;
  • Закон города Севастополя от 03 июня 2014 №23-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя»;
  • Закон города Севастополя от 05.08.2014 N 53-ЗС «О муниципальной службе в городе Севастополе»;
  • Закон города Севастополя от 03.06.2014 N 15-ЗС «О государственных должностях города Севастополя»
  • Закон города Севастополя от 11 июня 2014 г. № 30-ЗС «О противодействии коррупции в городе Севастополе»;
  • Указ Губернатора города Севастополя от 17.03.2016 N 20-УГ «Об утверждении Порядка сообщения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы города Севастополя в исполнительных органах государственной власти города Севастополя, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»;
  • Указ Губернатора города Севастополя от 15.10.2015 N 100-УГ «О создании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в городе Севастополе»;
  • Указ Губернатора города Севастополя от 25.03.2016 N 22-УГ «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя государственного учреждения города Севастополя, а также руководителем государственного учреждения города Севастополя сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей»;
  • Указ Губернатора города Севастополя от 02.07.2015 N 72-УГ «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы города Севастополя, при замещении которых государственным гражданским служащим города Севастополя запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
  • Указ Губернатора города Севастополя от 31.12.2015 N 123-УГ «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы города Севастополя, и лицами, замещающими должности государственной гражданской службы города Севастополя, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
  • Указ Губернатора города Севастополя от 31.12.2015 N 124-УГ «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей города Севастополя, и лицами, замещающими государственные должности города Севастополя, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
  • Указ Губернатора города Севастополя от 20.07.2016 N 56-УГ «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Севастополя, замещающих должности в исполнительных органах государственной власти города Севастополя, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Губернатором города Севастополя, и урегулированию конфликта интересов»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 30.12.2015 N 1340-ПП «Об утверждении Положения о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности города Севастополя, должности государственных гражданских служащих города Севастополя, и иных лиц, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей их доходам»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 575-ПП «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в городе Севастополе»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 577-ПП «Об утверждении Положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 576-ПП «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы города Севастополя, при замещении которых государственные гражданские служащие города Севастополя обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 21.03.2016 N 189-ПП «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти города Севастополя»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 30.12.2015 N 1337-ПП «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте Правительства Севастополя сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей и предоставления этих сведений для опубликования общероссийским средствам массовой информации»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 30.12.2015 N 1336-ПП «Об утверждении Порядка представления лицами, замещающими государственные должности города Севастополя и должности государственной гражданской службы города Севастополя, сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 31.12.2014 N 721 «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы города Севастополя, при замещении которых в течение двух лет со дня увольнения со службы на гражданина налагаются антикоррупционные ограничения»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 31.12.2014 N 714 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих города Севастополя»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 31.12.2014 N 712 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений»;
  • Постановление Правительства Севастополя от 24.07.2014 N 158 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы города Севастополя, и государственными гражданскими служащими, и соблюдения государственными гражданскими служащими города Севастополя требований к служебному поведению»;
  • Распоряжение Губернатора города Севастополя от 23.08.2016 N 124-РГ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Севастополя в исполнительных органах государственной власти города Севастополя и урегулированию конфликта интересов»;
  • Распоряжение от 01.07.2016 г. № 102-РГ «Об утверждении Плана мероприятий по реализации антикоррупционной политики в городе Севастополе на 2016-2017 годы»;
  • Распоряжение Губернатора города Севастополя от 28.07.2016 N 113-РГ «Об утверждении Плана мероприятий по недопущению нарушения законодательства о государственной службе».